Рита:
Во-первых, есть организационное преимущество – от планшетов и всей нашей системы мы явно выиграли. Летом интернаты чуть приоткрывались, в сентябре тоже, кто-то даже выходил в город. Начались занятия в мастерских интернатов, появился спорт, удлинились прогулки – наши участники хотели участвовать в этих активностях тоже, и нужно было лавировать и пытаться совместить свое расписание и их. Интернат об этом не всегда уведомлял, мы узнавали от ребят, которые путаются во времени. Потом карантин снова устрожили. Мне позвонил сотрудник и сказал: прекращаем весь онлайн, потому что ребят снова рассадили по этажам, групповые занятия запрещены. Я ответила: но у нас нет групповых занятий! Каждый занимается на своем планшете, а встреча происходит в ZOOM. (Другим НКО, которые до того общались с ребятами в групповом формате, пришлось сложнее, потому что снова понадобилось переформатироваться под новые условия или сворачивать свою работу).
У нас в проекте есть несколько ребят, которые так и не научились подключаться сами: кого-то научить невозможно, а кого-то можно было бы научить, только если сидеть рядом. Ресурса интернатов не хватает, чтобы научить, поэтому некоторых ребят подключают соцработники (мы их этому научили). Но это единичные случаи, и для сотрудников это подъемная нагрузка.
Ира:
Да, преимущества есть!
Первое: ребята начали активно работать с техникой.
Второе: занятия стали регулярными. Раньше ребята приезжали раз в неделю группой – а теперь у каждого свое стабильное расписание индивидуальных занятий.
Еще одно преимущество в том, что ребята самоорганизуются на эти занятия. Раньше ведь было как? Как с едой: завтрак – их позвали, обед – позвали, на занятие – повезли, есть кто-то главный, кто решает. А тут – их решение, их воля, их выбор. Мы изначально говорим: занимаются только те, кто хочет, мы никого не заставляем! Не хочешь заниматься – окей, откажись от занятий. Плохо себя чувствуешь – окей, но сообщи педагогу, что плохо себя чувствуешь. Это элементы свободной жизни – и, мне кажется, это самое главное.
Отмечу еще одно преимущество, которое обнаружила совершенно случайно. Раньше я даже представить себе не могла, что можно онлайн вести занятия по лепке. Это у меня даже в голове не укладывалось. Но пришлось попробовать. На творческих занятиях те ребята, которые зажаты и неуверенно себя чувствуют, раньше (когда занимались очно) всё время нуждались в помощи. Приходилось постоянно к ним подходить и помогать. А когда онлайн – как я могу помочь? Я могу сказать, посоветовать, могу мотивировать – но делать ты должен сам. В итоге ребята, которые были несамостоятельны и которым всё время помогали, начали делать всё сами. Это просто «взрыв мозга», который до сих пор со мной! Меня не перестает поражать, что, оказывается, могут делать эти люди… Еще год назад, когда у нас были очные занятия, я бы и предположить не могла, что вот этот человек может такое сделать!